Отрывок из книги "Путь к очевидности. Лекции по античной философии" Мераба Мамардашвили:
"Декарта тоже упрекают в том, что он считал, что люди как телесные существа есть автоматы*, что человек есть машина и т. д. На самом деле он полагал, что до конца отдав механике механическое, мы высвобождаем область человеческой свободы. А все, из чего не до конца выведено механическое, - не свободно. И возможность мыслить о животных в терминах "машины" означает для нас возможность по-настоящему понимать мысли и духовные явления там, где они действительно случаются; а если мы непоследовательны, то мы путаем всек время и то, и другое. Например, говорят, что животные страдают, им больно, они грустят, любят, и мы описываем это в терминах чувств, состояний, которые сам человек испытывал бы на месте животных. Нет, говорит Декарт, все это сентиментальная болтовня. При этом он, конечно, вовсе не имел в виду, что животные не страдают, и к ним можно относиться безжалостно. Отнюдь, он имел в виду, что, если мы таким образом начинаем описывать животное, то мы запутываем язык, в котором существуют термины: любить, быть привязанным, горевать, печалиться. Все запутывается. Есть правило: мысудить об этом - о том, что в животном - не можем. Там нет этического, в нашем понимании, мира. Чтобы мыслить о животных ясно, мы должны из механического мира животных полностью вывести любые этические термины, которые в этом случае есть фактически то, о чем я уже говорил - майя или пелена. вписываемая нами в мир. Все то же демокритовское: все, что мы знаем о мире, - только человек.
_________________________
* автоматы - ангелы - силы без своей воли